ABA (Appled Behavioral Analysis/ Прикладной анализ поведения)
Наше знакомство с клиентами начинается с первой бесплатной консультации. Родители с полным набором документов связываются с нами и назначается встреча. Здесь специалисты общаются лишь с родителями, узнавая поведение ребенка в той или иной ситуации, манеры поведения, увлечения. Далее проводится оценка уровня развития ребенка с использованием специальных форм и методик для определения его сильных и слабых сторон.
Ни один специалист по работе с детьми, имеющими физические или психические отклонения (полевое поведение, самоагрессия) не начнет с ними работу, не получив заключения психолога.
Психолог первым узнает ребенка и анализирует его, для дальнейшего устранения огрехов поведения. Наши специалисты разрабатывают индивидуальные программы каждому участнику, с учетом его возможностей и целей. Ибо даже при одинаковом диагнозе люди отличны друг от друга. Мы проводим работу не только с пациентами, но и с их близкими. Ведь наша помощь больным будет не полной, если дома им не будут помогать. Ребенку с диагнозом в неделю нужно 20-40 часов помощи. Это и занятия с родителями, работа с поведением в домашней среде и общественных местах, работа с педагогами и поведенческим куратором.
Также особым пунктом в нашей работе является поддержка и обучение родителей.Мы предоставляем родителям обратную связь о прогрессе ребенка и консультируем по вопросам, связанным с реализацией методик дома. Обучаем навыкам и стратегиям, которые помогут им эффективно поддерживать и продолжать применять АВА-подход в повседневной жизни.
АВА (прикладной анализ поведения) – самый популярный и единственный научно-доказанный метод коррекции поведения особенных детей. Он используется во всех развитых странах мира и имеет измеримую эффективность. АВА-терапия подходит всем детям вне зависимости от их возраста и диагноза: РАС, СДВГ, ЗПР, умственная отсталость, нарушения речи.
Аутизм относится к группе расстройств аутистического спектра (РАС), возникающих из-за нарушений на стыке нервной, иммунной, генетической системах человека. РАС и аутизм выражается в виде проблем с коммуникацией и социализацией, а также трудности с различными навыками: начиная от бытовых и заканчивая академическими. Люди с РАС буквально иначе могут воспринимать информацию извне. Аудиально. Визуально. Тактильно. Их мозг также способен принимать сигналы, но обрабатывает их – не так, как у всех. Нарушения поведения в последующем происходят именно из-за сбоев сенсорного восприятия мира.
При аутизме или РАС ребёнок может не отзываться на имя, как будто «не слышать» вас, не смотреть в глаза. Не стремиться к взаимодействию, не играть с игрушками. Испытывать проблемы с ощущением своего тела, с бытовыми навыками: горшок, чистка зубов и т.д., не говорить или произносить одни и те же фразы. Раскачиваться из стороны в сторону (самостимуляции), ходить на носочках, проявлять агрессию или самоагрессию, бурно реагировать на изменения в среде.
ABA-метод основан на анализе факторов окружающей среды, влияющих на ребёнка, его реакцию. Поведенческий аналитик анализирует, какие есть проблемы в поведении и навыках ребёнка, что мешает его развитию и чему его нужно обучить. ABA – это десятки методов коррекции поведения.
С помощью методик АВА можно обучить ребёнка чему угодно: отзываться на имя, спокойно заниматься, правильно себя вести, объяснять, что ему нужно, без истерик, выполнять инструкции, одеваться, играть, общаться и т.д. Отдельно отметим:
- Улучшение социальных навыков: АВА-терапия способствует развитию навыков социального взаимодействия, таких как коммуникация, взаимодействие с окружающими и участие в социальных ситуациях. Ребенок может научиться лучше понимать эмоции других людей, адаптироваться к социальным ожиданиям и устанавливать качественные взаимоотношения с окружающими.
- Улучшение академических навыков: АВА-терапия помогает развивать навыки чтения, письма, математики и другие академические умения. Ребенок может стать более способным в учебе и лучше справляться с учебными заданиями и требованиями.
- Самостоятельность и независимость: Благодаря АВА-терапии ребенок может научиться самостоятельности в выполнении повседневных задач, таких как уход за собой, обучение навыкам самообслуживания и организация времени.
- Улучшение поведенческих проблем: АВА-терапия помогает снизить или устранить нежелательное поведение, такое как агрессия, саморазрушительное поведение, стереотипное поведение и другие адаптивные проблемы, которые могут мешать ребенку в повседневной жизни.
- Развитие новых интересов и хобби: После успешной терапии ребенок может проявить интерес к новым занятиям, хобби и увлечениям, что способствует его общему развитию и повышает качество жизни.
- Улучшение качества жизни семьи: АВА-терапия не только влияет на ребенка, но и на его семью. Родители и братья/сестры могут увидеть улучшение взаимоотношений в семье, снижение стресса и повышение уверенности в себе в роли родителей или близких.
- Достижение потенциала: С помощью АВА-терапии дети с РАС и другими развитием связанными с нарушениями могут развить свой полный потенциал и стать более самостоятельными, продуктивными и счастливыми членами общества.
В целом, результаты АВА-терапии могут быть значительными и положительно сказываться на жизни ребенка и его семьи, предоставляя им инструменты и навыки для успешного функционирования в обществе. ABA помогает и с речью. Иногда это запуск с нуля или продвижение уже сложившейся коммуникации. Отдельный блок работы – альтернативная коммуникация – работа с теми, кто в силу разных ситуаций не сможет заговорить. Лучший вариант, когда над речью работают АВА-терапевт, дефектолог и логопед. Они устанавливают возможные причины проблем с речью ребёнка, подбирают методы работы, развивают у ребенка слух, внимание, артикуляцию, дыхание, прививают мотивацию говорить больше.